Коррупция у власти, борьба или имитация

Коррупция у власти, борьба или имитация
10.11.2014 10:13

Коррупционная система власти в Украине, что изменилось, или имитация борьбы с корруцпцией.

Действующая коррупционная система государственной власти.

Украина является правопреемницей СССР с государственными институтами, которые действовали не в интересах общества и каждого гражданина, а защищали государственное устройство и правящий режим путем репрессий, принуждения, пропаганды, в условиях железного занавеса. Со времени обретения независимости ВСЕ государственные институты и система управления ими остались без изменений. Ни один президент Украины и команда власти с момента обретения независимости Украина не делала системных изменений и реформ по изменению коррупционного устройства власти.

Коррупция - это не только взятки, которые являются лишь её последствиями. Сущность коррупции заключается в системе государственных институтов. Даже полная люстрация всех должностей нынешних государственных властных институтов и замена действующих чиновников новыми людьми почти мгновенно вернет взятки и не создаст достаточных условий для выполнения поставленных задач каждого государственного органа и института без реформ и системных изменений принципов и порядка их деятельности.

Привычным средством маскировки борьбы с коррупцией, который использовался в СССР, продолжал использоваться в Украине и есть опасность что будет продолжаться и в новой власти после победы Майдана являются показательные привлечения к ответственности должностных лиц при получении взяток, ограничения этой борьбы лишь средствами правоохранительных органов, разоблачения некоторых фактов взяточничества без изменения системы властных институтов и реформ. Необходимость этих системных реформ многократно провозглашалась (что происходит и сейчас) но никогда не называлось то, в чем заключаются эти реформы и конкретные механизмы их проведения. Изложенная программа должна описать эти механизмы.

Давайте отследим, что изменилось в системе власти от победы Майдана. Изменилась ли система? У нас есть антикоррупционный комитет, но может ли такой комитет, даже со сверхмощными полномочиями изменить систему власти? Бесспорно нет, потому что комитет может бороться только с взятками и с правонарушениями во власти, но не может контролировать профессионализм принимаемых решений должностными лицами. Но нелепые и непрофессиональные решения высокопоставленных должностных лиц наносят гораздо больший вред, чем взятки. Например, трудно переоценить ущерб для всей экономики страны от девальвации гривны за две недели почти на 50 процентов. Об этом высказывались многие экономисты, известные эксперты и специалисты банковской сферы. В результате мы имеем, открытые уголовные дела против предыдущего главного банкира страны, который успешно избран в новый состав ВРУ. Сейчас новый глава НБУ, "работает" по тем же схемам и его "профессионализм" не критикует только ленивый, но он продолжает занимать должность и наносить огромный вред банковской системе и всему государству. Есть ли здесь коррупция? Зачем нужен такой антикоррупционный комитет, который не реагирует на такие факты?

Другой яркий пример с очередным министром Обороны страны господином Гелетеем. Илловайская трагедия, которая имела место во время его руководства вооруженными силами, унесла жизни сотен военных, нанесла ущерб обороноспособности страны в сверхсложные времена внешней агрессии. С данным случаем разбиралась следственная комиссия ВРУ, сделала свои выводы, которые опубликованы и обнародованы, но разве была адекватная реакция государства? Господин Гелетей получил другую высокую государственную должность.

Еще один пример с драматическими событиями в Украине, поразившими весь мир - расстрел небесной сотни в центре столицы. Прошло более полугода, обнародованы результаты расследований, опубликовано множество доказательств и где адекватная реакция государства?

У нас есть закон о люстрации, но нет изменения системы. Новые люди придут в ту же систему власти и будет то же продолжение коррупции.

Примеров открытых коррупционных действий с обнародованным доказательствами множество, но нет ответной реакции государства и общества. Это означает, что не создается действенных условий для прекращения коррупции, для контроля власти. Основным условием эффективного противодействия коррупции является наличие профессионалов на государственных должностях, но пока есть только разговоры об этом.

В одной статье невозможно изложить все аспекты относительно необходимых реформ государственного управления. Остановимся лишь на простых правилах назначения на государственные должности и контроля работы чиновников.

Обязательные составляющие реформирования:

  1. Назначение на должности руководителей в государственные органы, предприятия, учреждения и институты путем выборов местными территориальными общинами по профессиональным качествам и опыту, а не по партийной или любым другим принадлежностями;
  2. Установление задач на период 1 год для каждого руководителя на каждой государственной должности и обязательная отчетность. Наличие свободного доступа (в режиме онлайн) к задачам и отчетам должностных лиц. При невыполнении поставленных задач обязательное установление одной из 3-х причин невыполнения:

    - Недостаточная компетенция (обязательное увольнение и запрет на время занимать соответствующие должности);

    - Объективные обстоятельства, помешали выполнению поставленных задач (возможность оставления в должности);

    - Злоупотребление служебным положением (обязательное увольнение, возможные административные или уголовные санкции, запрет на время занимать соответствующие должности)

    Установка и согласования причины невыполнения поставленных задач проводится высшим должностным лицом или учреждением с участием представителей территориальной общины и может быть обжаловано в судебном порядке.

  3. Налаживание системы обжалования действий должностных лиц и разрешения обращений граждан (в режиме онлайн) с обязательным мгновенным реагированием и назначением ответственных за решение вопроса в указанный период времени. Мгновенность реагирования может быть обеспечена автоматически за счет распределения компетенций между соответствующими должностными лицами и поступления обращений, и жалоб на их выполнение с мгновенным уведомлением заявителя об ответственном лице и сроке исполнения. Обращения граждан решаются и оспариваются на местном уровне, в соответствии с компетенцией органа самоуправления. При неудовлетворении гражданина решением вопроса или жалобе, оно может быть обжаловано в соответствующей высшей инстанции или в судебном порядке. Для недопущения профанации системы обжалования подачи обращений в режиме онлайн, эффективности ее деятельности и повышения уровня ответственности самого жалобщика, устанавливаются тарифы на обращение и обжалования. В случае, если решение вопроса или жалобы на местном уровне не удовлетворяет гражданина, его решения или обжалование может быть решено на уровне соответствующих органов центральной власти - это обеспечит отсутствие основы для развития территориальной клановости.

    Такая система назначения и общественного контроля за госслужащими, должностными лицами делает неинтересными должности для лиц, не имеющих соответствующей компетенции, и исключает возможность для злоупотреблений. При этом, растет потребность в повышении квалификации у самих чиновников. Репутация и компетенция чиновника приобретает существенное значение и действительную важность.

    Когда должностные назначаются, избираются и контролируются при участии представителей местной общины (судьи, председателей территориальных советов, других) - это предоставляет мотивацию для чиновников выполнять на высоком уровне свои задачи, и предоставляет основу для роста уважения к представителям власти.

    Программное обеспечение для функционирования системы разрабатывается единое для соответствующих государственных органов, которые обслуживают граждан, и интегрируется с публичными государственными реестрами. Права доступа к системе разграничиваются в соответствии с полномочиями должностных лиц. Публичная информация из государственных реестров имеет общий доступ в режиме онлайн, но не путем получения справок из государственных реестров, на бумажных носителях с установлением срока предоставления, что вызывает очереди и основания к злоупотреблениям, а также в электронном виде с помощью установленных правил идентификации.

    Все действия власти по выполнению своих служебных обязанностей фиксируются в электронном виде и архивируются с возможностью быстрого доступа в электронном виде в установленном порядке.

    Необходимость у чиновников, депутатов выполнять задачи и отчитываться, а не только давать обещания, должно быть обязательной частью механизма контроля снизу, который заключается не только в праве на отзыв депутата или снятия с должности чиновника, а именно в обязательной отчетности, по выполнению поставленных задач.

Выявление народовластия через Майдан - это крайняя мера, которая может использоваться в исключительных случаях, при системных нарушениях прав граждан, что и состоялось в Украине. На площади, каждый не может выразить свое собственное мнение и решить свой собственный вопрос. Поэтому механизм защиты прав должен быть построен и реализован в самой системе власти. Главная задача для украинского общества сегодня - это построение такого механизма, потому что декларации прав недостаточно, необходимы действенные способы их реализации. Без построения этого механизма мы и дальше будем терять территории, подвергать риску государственность, независимость и суверенитет страны.

Предложенные меры обеспечивают фактическую прозрачность деятельности власти, предоставляют возможности для обмена положительным опытом между различными регионами Украины и создают условия для справедливого решения обращений граждан, фактического обеспечения законности, соблюдения прав граждан, единства всех регионов Украины.

Давайте попробуем применить указанные правила назначения чиновников высокого ранга, или должностных лиц местных органов власти, и депутатов. Если сравнить их обещания и результаты их работы, становится смешно. Но от фактического продолжения хранения коррупционной системы совсем не смешно - это стоит тысячи жизней украинских граждан, и ставит под угрозу государственность.

Невмержицкий

Евгений Невмержицкий, эксперт финансового рынка

Loading...
Loading...
Скоро
09 декабря 10:00
Прямая трансляция телеканала 112 Украина

Блоги

Увольнение Сенкевича - уже свершившийся факт
Почему депутаты проголосовали "против" Сенкевича?
Немного о "супермэре" или хватит раскачивать город

Наши партнеры

Обзор мировых и украинских новостей на www.ukr.net.

Фильмы в кинотеатрах на KINOafisha.ua.

Ищите тут свежие и актуальные объявления о продаже авто.

ТVgid.ua- телепрограмма, программа передач на сегодня и на неделю.