83 года назад в Николаеве было основано летное училище Леваневского (ФОТО)

83 года назад в Николаеве было основано летное училище Леваневского (ФОТО)
26.09.2021 09:22
КатегорияИстория

 

История военно-морского авиационного училища им. Сигизмунда Леваневского началась значительно раньше, чем 26 сентября 1938 года. В апреле 1929-го Николаевский областной совет Осоавиахима утвердил смету и план строительства гражданской школы морских летчиков на даче №8, которая располагалась берегу Южного Буга недалеко от яхт-клуба. Открытие школы состоялось в мае того же года. Ее первыми слушателями стали полсотни рабочих заводов им. Андре Марти (ЧСЗ) и "Плуг и Молот" (Дормашина). Начальником школы был назначен Петр Николаевич Кондратьев. В июне 1930 г. помощником начальника школы по учебной части стал летчик 4-го морского авиаотряда Черного моря Сигизмунд Леваневский. Через год он возглавил авиашколу, а вскоре перевелся в Полтаву…

Кто же такой летчик Леваневский? Сигизмунд Александрович – четвертый Герой Советского Союза. Этого звания он был удостоен за участие в спасении в 1934 году экипажа и пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин». Собственно говоря, непосредственного участия в спасении он не принимал, а Героем Советского Союза стал за то, что доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который там сделал неотложную операцию заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву.

Леваневский совершил несколько сверхдальних перелетов в Арктике. В 1933-м перевез на Аляску из Анадыря американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку во время своей попытки кругосветного перелёта.

Сигизмунд Леваневский пропал без вести в августе 1937 года время перелета в Америку через Северный полюс – самолет Н-209 попал в сложные метеоусловия, экипаж погиб. Многомесячные поиски не дали результатов, и в мае 1938 года вышло постановление об их прекращении.

А в это время Николаевская авиашкола продолжала готовить летчиков, ее доукомплектовали инструкторами и преподавателями. Подготовку курсантов вели на аэродромах Водопоя, Большой Коренихи и Сливино. За первых пять лет работы школа выпустила 74 летчика и 15 авиамотористов. С осени 1934 г. она была передана в управление полярной авиации и получила название «Николаевская школа морских летчиков Главсевморпути».

В августе 1938 г. по приказу Отто Шмидта школе присвоили имя С. А. Леваневского. Через месяц ее передали народному комиссариату ВМФ. Срок обучения 2 года, а с декабря 1940-го - 1 год. Выпускники выходили из авиашколы лейтенантами.

26 сентября приказом Народного Комиссара ВМФ было объявлено о создании в Николаеве на базе авиашколы военно-морского минно-торпедного авиационного училища летчиков и штурманов имени С. А. Леваневского (ВМАУ). Училище готовило летный состав всех специальностей для минно-торпедной и бомбардировочной авиации.

Сразу после начала войны ВМАУ перебазировалось из Николаев в город Осипенко (ныне Бердянск) , а затем в Безенчук.

Вот что вспоминал ветеран авиации ВМФ полковник П. Манилов: «…Безенчук – маленькая станция Куйбышевской железной дороги. Привлекло это место для размещения училища тем, что это был глубокий тыл, вблизи не было крупных предприятий. Неограниченные возможности для устройства, рассредоточения аэродромов, Кругом бескрайние степи, перелески. Среди крохотных домиков поселка Безенчук имелось всего два относительно крупных каменных здания».

Курсанты с помощью летчиков-инструкторов осваивали технику пилотирования самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков, вели практическое бомбометание - сбрасывали цементные куклы-бомбы, стрелки-радисты отрабатывали стрельбу по воздушным и наземным целям.

В здании районного Дома культуры «Родина» размещался госпиталь для летчиков и курсантов-леваневцев. К ним с выступлениями приезжали фронтовые концертные бригады. В составе этих бригад были такие знаменитости как Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Лидия Русланова.

После освобождения Украины от немцев училище вновь передислоцировалось в родной Николаев.

За эти три года ВМАУ подготовило 477 летчиков, 376 штурманов и 969 стрелков радистов, 38 выпускников училища за годы войны стали Героями Советского Союза, а легендарные летчики В. Раков, Н. Челноков, А. Мазуренко, Н. Степанян, М. Кузнецов удостоены этого высокого звания дважды.

Из письма авиамеханика училища им. С Леваневского Лескина Петра Сергеевича:

«… Я, наверное, один из немногих, кто еще жив, и помню, как служили в училище и как хоронили своих товарищей на маленьком безенчукском кладбище. Как вместо памятников ставили на братских могилах изуродованные воздушные винты самолетов. Вспоминаю, как хоронили старшего лейтенанта Арефьева и его экипаж, как зимой 1943 года в одну неделю погибло два самолета и их курсантские экипажи, было досадно и больно стоять у братских могил. Помню, как летом 1943 года не вышел из пике самолет лейтенанта Лабженидзе, и что на похоронах родственников не было. А весной 1944 года командование училища во главе с начальником училища полковником Морозовым полетели на транспортном самолете в г. Николаев (с целью определить возможности перебазирования туда училища), который был освобожден весной 1944 года. При посадке в г. Ростове самолет попал в авиакатастрофу, погиб экипаж и все руководство училища. Меня не было в это время в училище, и я не помню, где похоронили всех погибших – в Ростове или в Безенчуке. Все погибшие по званию были офицеры. А семьи их проживали в Безенчуке, поэтому не исключено, что командующий ВВС ВМФ мог приказать останки перевезти на транспортном самолете в Безенчук, поэтому возможно и они похоронены здесь…

Я - старший сержант. Окончил ВМАТУ им. Молотова. Демобилизован в 1946 году. Всю войну спал и ел под самолетом. Спал в землянках, выкопанных на аэродроме, на нарах без электричества и в Безенчуке, и в Николаеве.

С раннего утра и до позднего вечера на полевом аэродроме».

В освобожденном Николаеве леваневцы застали жуткую картину: дома превратились в груды развалин, были разрушены жилье и служебные помещения училища. Поэтому авиамастерские расположили в Херсоне. Курсанты приступили к учебе и одновременно восстанавливали учебные здания, казармы, столовую, клуб, Дом офицеров.

С 1945 года училище прекращает ускоренную подготовку и уже через год начинает обучение, помимо лётного состава, фототехников, начальников связи и авиамехаников всех специальностей.

Основным парком самолётов в училище оставались Ил-4, переданные из боевых частей ВМФ, изношенные и с выработанным ресурсом. Большой проблемой для училища в то время являлась высокая аварийность.

В 1952 году начали поступать реактивные самолёты Ил-28. Курсантов готовили на новых машинах, 2 продолжали обучать на Ту-2 и Ил-4.

Со времен в училище открыли 21-й учебно-лётный центр, в котором велась подготовка экипажей вертолётов.

Последний выпуск курсантов ВМАУ состоялся в 1959 году. Тогда же училище было расформировано, а на его базе был создан Центр боевой подготовки авиации ВМФ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 
 
 
 
 
 

По материалам Интернета.

Loading...
Loading...
Скоро

Блоги

Украина не понимает, что целью является она сама. Целью для Турции
Почему Турция доминирует над Украиной
Турция заработает на Украине

Наши партнеры

Обзор мировых и украинских новостей на www.ukr.net.

Фильмы в кинотеатрах на KINOafisha.ua.

Ищите тут свежие и актуальные объявления о продаже авто.

ТVgid.ua- телепрограмма, программа передач на сегодня и на неделю.