121 год назад в Николаеве был спущен на воду знаменитый броненосец Потемкин (ФОТО)

121 год назад в Николаеве был спущен на воду знаменитый броненосец Потемкин (ФОТО)
13.09.2021 09:00
КатегорияИстория
 
«Князь Потёмкин-Таврический» — эскадренный броненосец русского Черноморского флота. Он стал восьмым и завершающим кораблем судостроительной программы 1882-1902 годов. До «Потемкина» были введены в строй броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп», «Георгий Победоносец», «Двенадцать Апостолов», «Три Святителя» и «Ростислав». Соответственно, новый корабль вобрал в себя все лучшие наработки, основанные на опыте строительства и эксплуатации своих предшественников, являясь самым мощным кораблем в своем классе.
 
Проектирование
 
Главным строителем и проектировщиком броненосца «Князь Потемкин-Таврический» стал А. Э. Шотт. Проект нового броненосца во многом был схож с его предшественником – кораблем «Три Святителя», хотя были и учтены прогрессивные наработки. Так, на «Князе Потемкин-Таврический» предусмотрели возвышенный полубак, что позволило снизить заливание носовой части корабля при сильном волнении. Броненосец получил вдвое больше орудий калибра 152-мм за счет экономии в весе брони - на «Потемкине» была установлена цементированная броня вместо ранее использовавшейся сталежелезной, что и дало выигрыш в массе брони при сохранении защитных параметров на прежнем уровне.
 
Впервые использовалось централизованное управление артиллерийским огнем корабля, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Одним из ключевых новшеств была установка котлов новой конструкции - вместо огнетрубных паровые котлы позволяли использовать жидкое топливо наряду с традиционным углем. Также при проектировке броненосца впервые на Черноморском флоте предусмотрели установку кранов для подъема катеров и шлюпок.
 
 
Постройка и испытания
 
«Князь Потемкин-Таврический» был заложен в 1898 году на стапелях Николаевского адмиралтейства.
 
Спуск на воду был произведен 13 сентября 1900 года, но ввод броненосца в строй затянулся еще почти на пять лет.
 
В декабре 1901 года были проведены швартовные испытания. В ходе них проводили испытания котлов под паром, проверку работы машин под нагрузкой у причала, сдачу наблюдающим за постройкой различных систем и механизмов.
 
В 1902 году «Князь Потемкин-Таврический» был переведен для достройки в Севастополь, где на нем произошел большой пожар в котельном отделении. В результате сильно пострадавшие котлы пришлось заменить новыми, рассчитанными на угольное отопление.
 
 
Кроме того, на артиллерийских испытаниях были обнаружены раковины в бронировании башен главного калибра – их тоже требовалось заменить. Новые башни изготовили только в конце 1904 года, что привело к задержке сроков постройки броненосца почти на два года по сравнению с проектными.
 
«Князь Потемкин-Таврический» вошел в состав Черноморского флота 20 мая 1905 года.
 
Экипаж 
 
Для эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» параллельно с его закладкой был организован 36-й флотский экипаж. При вступлении броненосца в строй в 1905 году экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.
 
К началу Первой мировой войны штатная комплектация нижних чинов увеличилась сначала до 760 человек, а затем - до 820 человек.
 
К 1917 году экипаж состоял из 30 офицеров, 23 кондукторов и 840 нижних чинов.
 
За проявленную храбрость во время кампаний Первой мировой войны члены экипажа линкора неоднократно награждались знаками отличия Российской империи. 
 
Восстание на броненосце
 
27 июня 1905 года на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», находившемся на учебных стрельбах в Тендровском заливе, вспыхнуло восстание. Оно началось с отказа команды от обеда, приготовленного из некачественного мяса. Руководство восставшей частью экипажа осуществляли артиллерийский унтер-офицер Вакуленчук и минный квартирмейстер Матюшенко.
 
Командир корабля капитан первого ранга  Голиков собрал команду на палубе и приказал арестовать зачинщиков. В результате возникла перестрелка, в ходе которой были убиты 6 офицеров, в том числе командир корабля Голиков и старший офицер капитан второго ранга Гиляровский, а также судовой врач Смирнов. Другие офицеры и мичманы были взяты под стражу и 29 июня отпущены на берег. Командиром корабля выбрали младшего штурмана прапорщика Алексеева, ещё 3 офицера примкнули к восставшим.
 
 
Кроме того, «Князь Потемкин-Таврический» обстрелял и захватил находившийся рядом миноносец № 267. Оба корабля в тот же день пришли в Одессу, где проходили массовые забастовки. 29 июня 1905 года команда броненосца произвела 3 холостых и 2 боевых выстрела по зданию, где проходило совещание военного командования, однако снаряды цели не достигли.
 
Несмотря на прибытие к Одессе двух групп кораблей Черноморского флота, включая пять броненосцев, восставшие корабли 1 июля ушли в румынский порт Констанца.
 
По прибытию в порт экипаж обнародовал свое обращение с требованием созвать Учредительное собрание, а также обязался не предпринимать агрессивных действий против иностранных судов и портов. Румынские власти предложили матросам сдаться на условиях военных дезертиров, гарантируя им личную свободу, но отказались обеспечить корабли углём, пресной водой и продовольствием.
 
«Князь Потемкин-Таврический» и миноносец №267 покинули порт и 5 июля 1905 года пришли в Феодосию, потребовав снабдить их всем необходимым под угрозой обстрела города. Команде было предоставлено продовольствие, а при попытке захвата в порту двух шхун с углём миноносец № 267 и паровой катер с броненосца были обстреляны с берега. После этого оба корабля вновь ушли в Констанцу, где «Князь Потемкин-Таврический» 8 июля сдался румынским властям, миноносец № 267 10 июля 1905 года сдался в Севастополе.
 
 
Румыния вернула броненосец российскому флоту, а в Россию пожелали вернуться 47 матросов и кондукторов.
 
Судебные процессы над потемкинцами шли вплоть до 1917 года. Всего из экипажа в 784 матроса к суду было привлечено 173 человека. Только в отношении одного подсудимого - лидера восстания Матюшенко, лично убившего несколько офицеров корабля - смертная казнь была приведена в исполнение, три других смертных приговора заменили пожизненной каторгой.
 
Большинство членов экипажа возвратилось в Россию после Февральской революции 1917 года, когда с них была снята ответственность за поднятый мятеж. В 1955 году все живые участники восстания были награждены орденами Красной Звезды, а двое — орденами Красного Знамени.
 
Дальнейшая судьба
 
Прямым следствием восстания стало переименование броненосца «Князь Потемкин-Таврический» в «Пантелеймон», состоявшееся 12 октября 1905 года. В 1907 году «Пантелеймон» переклассифицировали в линкор. 
 
В 1910 году прошел линкор капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне.
 
29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. 
 
После октябрьского переворота, а в особенности после декретов от 1 января 1918 года о ликвидации звания офицера, чинов, наград и знаков отличий, перехода к выборности командного состава линкор практически потерял свое значение, как боевая единица.
 
За короткое время корабль пережил два переименования: после февральской революции Морское ведомство издало приказ о переименовании кораблей с монархическими названиями, а также о возвращении имен, отнятых за революционные выступления, поэтому «Пантелеймон» стал «Потемкин-Таврическим». Но команда линкора не приняла нового-старого названия и потребовала переименовать корабль в «Борец за свободу». 
 
В Севастопольском военном порту, где корабль находился на хранении, его захватили германские оккупанты, а через полгода - англо-французские интервенты и в апреле следующего года был взорван и выведен из строя. 
 
После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями Красной Армии корабль в строй не вводился. В 1923 году «Борец за свободу» был сдан Комгосфонду для разделки на металл, а в ноябре 1925 года исключен из состава флота.
 
От броненосца осталась только фок-мачта. Ее распилили пополам и установили в качестве створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман, где она и прослужила вплоть до 1957 года. 
 
Броненосец в искусстве
 
В 1925 году на первой кинофабрике «Госкино» режиссёр Сергей Эйзенштейн снял  немой исторический художественный фильм «Броненосец «Потемкин», в основу которого вошли реальные события восстания 1905 года.
 
 
Неоднократно в разные годы фильм признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
 
 
Съёмки фильма в Одессе были отражены в повести Алексея Каплера «Возвращение «Броненосца».
 
К 40-летию выхода на экраны фильма «Броненосец «Потёмкин» была выпущена почтовая марка СССР 1965 года, на которой представлен кадр из фильма, показывающий эпизод восстания: на первом плане матрос Вакуленчук (актёр Александр Антонов).
 
 
Фрагмент кадра из фильма изображён на почтовой марке СССР 1979 года, посвящённой 60-летию советского кино и XI Московскому международному кинофестивалю.
 
Фильму был также посвящён маркированный конверт СССР.
 
 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 
 
 
 
 
 
 
По материалам Интернета.
Loading...
Loading...
Скоро

Блоги

Кабмін хоче розробити альтернативні маршрути купівлі газу і контролювати ціни
Переговори у Відні та Бресті лише закріплять статус-кво
Назад дороги немає, вона потрібна всім, і тільки мирне рішення

Наши партнеры

Обзор мировых и украинских новостей на www.ukr.net.

Фильмы в кинотеатрах на KINOafisha.ua.

Ищите тут свежие и актуальные объявления о продаже авто.

ТVgid.ua- телепрограмма, программа передач на сегодня и на неделю.