87 лет назад родился Юрий Макаров – директор ЧСЗ, при котором было построено более 500 судов и кораблей

87 лет назад родился Юрий Макаров – директор ЧСЗ, при котором было построено более 500 судов и кораблей
07.09.2021 09:00
КатегорияИстория

 

7 сентября 1934 года родился известный николаевский кораблестроитель, один из организаторов судостроительной отрасли СССР, директор Черноморского судостроительного завода (1979-1993 гг.) Юрий Иванович Макаров. Под его руководством было построено более 500 гражданских судов, рыбопромысловых, научно-исследовательских судов, военных кораблей.  Среди них - тяжелые авианесущие крейсеры «Минск» (1978), «Новороссийск» (1982), «Баку» (1987), «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (1990), рыболовецкие траулеры типа «Маяковский», «Пулковский меридиан», научно-исследовательские — «Академик Книпович», «Академик Сергей Королев», первый военный корабль независимой Украины «Славутич».

Юрий Иванович Макаров родом из г. Кременчуг Полтавской области. В 1943 году он пришел в николаевскую школу №39, которую окончил в 1952 году. Юра рос смышленым, пытливым мальчиком. Отличался от сверстников тягой мастерить и слесарить. Вот что сам Юрий Макаров писал отцу на Сталинградский фронт в 1942 году: «Дорогой Папочка, приезжай скорей, мы сильно скучаем за тобой. Покажу свои самодельные самолеты и револьверы. Видимо, они у меня не так скверны, что одна тетенька предлагала мне молоко за самолет. Я имею топорик, пилку и много др. инструментов».

Наверное, романтика моря, кругосветных путешествий, парусных регат и определила выбор будущей профессии – корабел. В 1958 году Макаров окончил Николаевский кораблестроительный институт, после чего начал работать на ЧСЗ. В 1979 году по рекомендации предыдущего директора Анатолия Борисовича Ганькевича, который уходил на пенсию, Юрий Иванович занял должность генерального директора ЧСЗ. С этого момента началась новая эра развития предприятия.

«Я всю жизнь проработал на Черноморском судостроительном заводе. Начинал в 1958 году в сборочносварочном цехе № 11, мастером. Проработал там три с половиной года.

В это время верфь завода строила корабли по десятку проектов одновременно. Строились китобазы «Советская Украина» и «Советская Россия» водоизмещением 44 тыс. тонн; паротурбинные сухогрузы проекта 567 водоизмещением 23 тыс. тонн, имевшие эксплуатационную скорость 21 узел; дизельные сухогрузы проектов 594 и 595; плавбазы подводных лодок проектов 310 и 1886, плавбазы-мастерские с киллекторным устройством проекта 725; транспорты для перевозки ракет проекта 323. Корабли ВМФ строились ещё и по различным модификациям, задействовано было 5 центральных конструкторских бюро. Стапеля работали с полной нагрузкой. На стапеле «0» одновременно строилось четыре корабля, два по длине и два по ширине стапеля. В жаркое время, чтобы не размягчилась насалка, за ночь успевали спустить на воду все четыре корабля», - вспоминал в своей библиографической книге «Авианосец» (1997 г.) Юрий Макаров.

Там же он много писал о больших и малых стройках: «Почему я так много пишу о стройках? Да потому, что все это делалось для наших заводских людей, они заслужили это своим трудом, своей нелегкой работой; что эти стройки будут служить людям десятилетия, а, может быть, и столетия при любом строе, потому что целью своей работы руководителя всегда считал заботу о людях».

Микрорайон Намыв, продовольственный магазин «Черноморец», дом отдыха «Судостроитель» в Мисхоре, детский городок «Сказка», больница судостроителей, заводское подсобное хозяйство в Баштанском районе, жилье для пострадавших от аварии на ЧАЭС, база отдыха в Коблево, школы, детские сады, малосемейки, шефская помощь многим совхозам и колхозам, учреждениям здравоохранения и образования - и здесь вся работа была спланирована и настроена на конкретный результат. Мелочей для Макарова не было ни в чем.

Помогали переносить тяжелые физические и психологические нагрузки занятия парусным спортом (в 1963 году Макаров стал мастером спорта СССР по этому виду спорта и очень этим гордился) и рыбалка. Но для этого с каждым годом находилось все меньше времени.

В семье бережно хранятся 5 авторских свидетельств, выданных Ю. Макарову Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий, многочисленные награды. В их числе - большая и малая золотые и три серебряные медали ВДНХ СССР, орден Трудового Красного Знамени, медаль имени Юрия Гагарина «За активное содействие в развитии экспериментальной базы Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина», первый в истории Золотой знак Союза промышленников и предпринимателей Украины.

3 декабря 1992 года Макаров был избран академиком Академии инженерных наук Украины, а в 1994 году стал Почетным гражданином Николаева.

Не для всех Юрий Иванович был «удобным» человеком - он не любил подхалимов, людей, страдающих мимикрией, лентяев, болтунов. Любил слушать правду и сам не кривил душой.

Уже стало легендой, как решался вопрос о возможности достройки 106-го заказа – авианосца «Варяг» и передаче корабля Российской Федерации. Этот морской исполин, готовый на 70%, стоял у причальной стенки и ждал приговора о своей дальнейшей судьбе. Для решения вопроса в 1993 году на завод прибыли премьер-министры России и Украины Виктор Черномырдин и Леонид Кучма, председатель Верховной Рады Украины Иван Плющ в окружении большой группы консультантов, помощников, представителей министерств и ведомств.

Шли серьезные дискуссии, каждый хотел себя показать с лучшей стороны. Но когда оба премьера задали Макарову вопрос: «Что нужно заводу, чтобы достроить корабль?», он ответил: «Советский Союз, ЦК, Госплан, ВПК и девять оборонных министерств».

«Все, наконец, поняли, - пишет в своей книге «Авианосец» Юрий Иванович, - что достроить корабль в условиях распада страны невозможно. Его могла создать только великая держава, которой не стало. Кучма был недоволен. Черномырдин поблагодарил за объективность».

А ведь можно было «прогнуться», пообещать, мол, постараемся что-то придумать, и так далее. Но не в правилах жизни это было у Юрия Макарова.

2 июня 2002 года на 68-м году жизни Юрия Ивановича Макарова не стало – его забрала тяжелая болезнь, с которой он отчаянно боролся, но, к сожалению, не смог победить.

В память о выдающемся николаевце учрежден переходящий кубок по парусному спорту памяти Ю. И. Макарова,на Намыве его именем назван сквер, сквер на Намыве назван в честь Ю. И. Макарова, как основателя этого микрорайона, его имя носит сухогруз «Юрий Макаров», построенный на заводе «Дамен Шипярдс Океан». А несколько лет назад «НИБУЛОН» спустил на воду буксир новой серии, которому дали имя легендарного николаевского судостроителя Юрия Макарова.
 
 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 
 
 
 
 

По материалам Интернета.

Loading...
Loading...
Скоро

Блоги

Кабмін хоче розробити альтернативні маршрути купівлі газу і контролювати ціни
Переговори у Відні та Бресті лише закріплять статус-кво
Назад дороги немає, вона потрібна всім, і тільки мирне рішення

Наши партнеры

Обзор мировых и украинских новостей на www.ukr.net.

Фильмы в кинотеатрах на KINOafisha.ua.

Ищите тут свежие и актуальные объявления о продаже авто.

ТVgid.ua- телепрограмма, программа передач на сегодня и на неделю.