90 лет назад открылась новая пассажирская авиалиния Днепропетровск – Одесса через Николаев (ФОТО)

90 лет назад открылась новая пассажирская авиалиния Днепропетровск – Одесса через Николаев (ФОТО)
31.08.2021 10:43
КатегорияИстория
 
31 августа 1931 года в Николаеве была открыта новая пассажирская авиалиния Днепропетровск — Кривой Рог — Николаев — Одесса.
 
Создание украинского акционерного общества воздушных сообщений положило не только начало истории гражданской авиации Украины, но и послужило первым толчком к открытию первого аэроклуба в стране.
 
В феврале 1923 года в кабинете начальника транспортного отдела Уполномоченного Наркомата внешней торговли при Совете Народных Комиссаров УССР Н. Л. Стамо прошло совещание, с которого можно начинать отсчет времени в истории «Укрвоздухпути». Возможности найти на реализацию инициативы 500 тыс. руб. золотом не было, правительство подобными резервами не располагало. Однако будущий начальник «Укрвоздухпути» Василий Юнгмейстер, на тот момент командующий ВВС УВО, настоял: гражданскую авиацию можно использовать как школу для «военных летчиков или своего рода резерв», что, несомненно, будет способствовать «поддержанию» техники военного воздухоплавания. В течение последующего месяца удалось выработать вполне приемлемые уставные документы акционерного общества воздушных сообщений, не менее 51 % акций которого должен был принадлежать государственным структурам. В это же время определились и с названием - «Укрвоздухпуть» (УВП).
 
 
26 марта 1923 года прошло предварительное заседание учредителей. Их список состоял в основном из государственных ведомств: Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК), Уполномоченный Наркомата внешней торговли, Управление ВВС СССР (Главвоздухфлот), Высший Совет Народного Хозяйства УССР (ВСНХ), Наркомат иностранных дел УССР, Харьковский губернский исполком, Торгово-Промышленный банк СССР и «Вукоопспилка». Эту дату и принято считать днем образования общества. В это же время параллельно в Москве было основано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет», ставшее предтечей «Аэрофлота и «Закавиа» в Баку.
 
 
Главными целями нового акционерного общества «Укрвоздухпуть» стали организация «регулярных воздушных сообщений, как в пределах УССР, так и между Украиной и соседними государствами, равно как и производство всяких работ, связанных с эксплуатацией летательных аппаратов». Возглавил «Укрвоздухпуть» председатель ВСНХ УССР В. Н. Ксандров. Это была первая авиакомпания на территории республики. 51% ее акций принадлежали государству. В городе началось сооружение аэропорта, строительство большого ангара и здания мастерских, которые получили название ОАВУК (Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма).
 
В начале 1924 года в Одессе строится воздушная станция. И в этом же году в Киевский политехнический институт на отделение авиационной техники поступает молодой Сережа Королев. Наш знаменитый соотечественник, построивший к тому времени в Одессе свой первый самолет, стал одним из основоположников мировой ракетно-космической отрасли.
 
25 мая 1924 года первый регулярный пассажирский рейс самолета «Комета-2» из Харькова доставил в Киев 8 человек – руководство авиационной компании «Укрвоздухпуть» и журналистов. Шесть таких машин было куплено у немецкого авиаконструктора Клаудиуса Дорнье - вместе с запасными моторами, другими запчастями и арендованными летчиками Фатом и Неутом. Открылись первые пассажирские линии Харьков-Полтава-Киев и Харьков-Кировоград-Одесса. В 1925 году в Харькове был открыт первый в Украине аэроклуб. В 1928 году из Харькова начали выполняться первые международные рейсы по маршруту Харьков-Тегеран.
 
 
Первые перелеты были рискованными. В инструкции пассажирам было сказано: «…После взлета необходимо следить за колесами и, если колесо останется на земле или оторвется в воздухе, нужно поставить в известность об этом летчика…» и далее «…Категорически запрещается прикасаться руками к тросам, проходящим по потолку багажного отделения, а также заходить в багажное отделение за туалетом (грозит катастрофой!).» Также всерьез рассматривался вопрос об обеспечении каждого пассажира парашютом.
 
В 20-х и в начале 30-х годов вся мощь советской авиапромышленности была направлена на удовлетворение нужд военно-воздушных сил. А гражданский воздушный флот являлся «бедным пасынком», получавшим буквально крохи, падавшие со стола военных. Подавляющую часть парка гражданской авиации составляли устаревшие и разоруженные боевые самолеты, а в лучшем случае — их кое-как приспособленные к «мирному труду» варианты. Машины, специально спроектированные как пассажирские и дошедшие до стадии серийного производства, можно сосчитать буквально по пальцам одной руки.
 
 
Первое время «Укрвоздухпуть» был убыточным. По всей стране была развернута программа в поддержку компании. Всего облигации принесли около 300 тысяч рублей. Перелом же наступил в 1930 году, когда «Кометы» заменили на отечественные «К-4», произведенные на Харьковском авиационном заводе. У них и вместительность была побольше, до 8 пассажирских мест. И уровень сервиса повыше. Появились туалеты и барная стойка.
 
До середины 1930-х годов на линиях использовались в основном самолеты К-5, ХАИ-1 и ПС-9, перевозившие 7-9 пассажиров на расстояние до 1000 км со скоростью 150-300 км/ч. 
 
 
 
 
В 1931 году были открыты рейсы Харьков - Ростов - Минеральные Воды - Орджоникидзе - Махачкала - Баку и Харьков - Днепропетровск - Кривой Рог - Николаев - Одесса.
 
Линия Харьков – Днепропетровск - Кривой Рог – Николаев - Одесса обслуживала крупнейшие промышленные предприятия, Николаев – Херсон - Скадовск предназначалась главным образом для перевозки пассажиров.
 
 
В том же году в Одессе на месте нынешнего аэропорта строится первый аэровокзал. Граждане получают возможность быстро и комфортно долететь до Днепропетровска, Кривого Рога, Николаева, Херсона, Скадовска, Каховки.
 
 
Акционерное общество «Укрвоздухпуть» сперва поглотившее авиакомпанию «Закавиа», само позже было поглощено «Добролетом». «Добролет» и Совет по гражданской авиации были преобразованы во Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, которое 25 февраля 1932 г. превратилось в Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное наименование всей гражданской авиации страны – «Аэрофлот». Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991 года. Других перевозчиков в СССР просто не существовало. В 1976 г. «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 млн пассажиров.
 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 
 
 
 
 
Loading...
Loading...
Скоро

Блоги

Як Україна стала "кишеньковим" провокатором НАТО
США вспомнили о Минских соглашениях
Туреччина хоче посилити свій вплив у Чорноморському регіоні

Наши партнеры

Обзор мировых и украинских новостей на www.ukr.net.

Фильмы в кинотеатрах на KINOafisha.ua.

Ищите тут свежие и актуальные объявления о продаже авто.

ТVgid.ua- телепрограмма, программа передач на сегодня и на неделю.