Формируем полезные привычки у малышей

Правильное воспитание детей требует ежедневного изучения взрослыми (родителями и воспитателями) индивидуальных особенностей ребенка. Нет таких приемов и методов, которые бы обеспечивали одинаковое воздействие на всех без исключения детей. Только внимание и вдумчивость во взаимодействии с ребенком поможет найти оптимальный путь воспитания.

Ребенок от природы активен и стремится к самостоятельности – этот тезис подтверждается результатами исследований как современных ученых, так и выводами классиков педагогики. Так, еще знаменитый педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: « Малыш о природы не имеет душевной лени. Он все хочет делать сам». Зная эту особенность ребенка, взрослые должны уметь так управлять воспитанием ребенка, чтобы развивать его активность и инициативу.

Давняя народная мудрость учит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу… Привычки – это дела и поступки, совершение которых стало потребностью человека. Это действия, которые закрепились в нашем поведении вследствие многократного повторения. Привычное поведение человека действительно имеет влияние на качество его жизни. Привычки формируются, воспитываются (а иногда и перевоспитываются) с самого раннего возраста. Особое внимание родителей должно быть уделено формированию культурных привычек. Прежде всего – гигиенических навыков, привычек культурного принятия пищи, привычек правильного, культурного поведения: общения, игр, труда и отдыха.

Формирование культурных привычек – дело непростое, оно требует постоянного внимания со стороны матери и других членов семьи. Тут важно установить благоприятный для ребенка режим дня и придерживаться его. При этом режим на первом году жизни ребенка может быть гибким и учитывать новые достижения ребенка, изменяясь каждые два-три месяца. На втором и третьем годах жизни рекомендуется изменять режим один раз в полугодие, но так, чтобы в случае необходимости можно было вернуть ребенка к предыдущему.

Самое важное в организации жизнедеятельности ребенка раннего возраста – установить оптимальное чередование сна и бодрствования, наблюдая за эмоциональным состоянием ребенка, его общим самочувствием и ориентируясь на научно обоснованный режим дня, рекомендованный для определенного возрастного периода.

Если такой индивидуальный режим определен с максимальной пользой для ребенка, то задача взрослых – неуклонно его придерживаться, укладывая спать в определенное время. Здоровый ребенок при соблюдении правильного режима обычно быстро засыпает и спит спокойно и крепко. Достаточная продолжительность сна, спокойная атмосфера во время сна способствуют укреплению нервной системы, увеличению познавательного интереса ребенка.

Формирование привычек к чистоте и порядку необходимо начинать с самого младшего возраста. Чем ребенок моложе, тем больший гигиенический уход за ним требуется. Современная индустрия предлагает чрезвычайно широкий спектр средств гигиенического ухода за ребенком: присыпки, кремы, мыло, шампуни, гели, зубная паста и порошок, влажные салфетки и памперсы и многое другое. С одной стороны, это занчительно упрощает гигиенический уход за малышом, а с другой – усложняет, потому что иногда сложно подобрать ребенку подходящие именно ему средства, да еще и чтобы цена была не очень высокой. Но есть и другие меры, которые должны принимать взрослые: ежедневное проветривание, влажная уборка комнаты, в котоой находится малыш, обязателен порядок в вещах. Утренний туалет, переодевание, поддержание чистоты малыша на протяжении дня, вечерний туалет, отход ко сну – это своеобразные ритуалы, которые устанавливаются и выполняются в каждой семье, имеют большое значение для формирования навыков чистоты и порядка.

Когда ребенок долгое время находится в одном и том же памперсе (хотя реклама и утверждает об их способности «дышать» и быть сухими в течение длительного времени), у него возникает необходимость устанавливать контакт с взрослыми, чтобы сигнализировать о своей потребности восстановить ощущение свежести и чистоты. И только от взрослого зависит настроение ребенка и его переживания по поводу необходимости быть чистым и опрятным.

Со временем участие взрослых в поддержании ребенком гигиенических требований постепенно уменьшается – ребенок самостоятельно моет руки перед едой, может сам умываться, утираться полотенцем. Однако, по меньшей мере, было бы удивительно, если бы двухлетний ребенок был полностью самостоятельным в выполнении гигиенических процедур. Мама находится все время рядом с ребенком, предоставляя ему определенную свободу действий и контролируя правильность их выполнения.

Более привлекательными эти действия будут выглядеть, если мама использует поговорки, пословицы и маленькие стишки. На украинском языке стихотворения на эти темы создали Наталия Лукан, Татьяна Черновил, Александр Ковальчук , Грицко Бойко, и четверостишия из них очень подойдут для воспитания гигиенических навыков у малыша. На русском языке в ходу у мам — «Мойдодыр» Корнея Чуковского.

Когда ребенок предпринимает настойчивые попытки действовать самостоятельно, подкрепляя их заявлением «Я сам!», маме следует запастись терпением и дать ему возможность самостоятельно делать то, что ему под силу, но постоянно получая помощь от взрослого. Надевание платьица или сорочки может превратиться в сложную операцию с преодолением страшных препятствий, а может происходить легко и безболезненно. Каждый детский успех должен быть замечен и оценен мамой. Мама должна быть очень терпеливой, но скоро это принесет награду – сократится время сборов на прогулку, больше будет его для других занятий, и, что больше всего радует, у ребенка будет складываться привычка делать все быстро и аккуратно.

Следует позаботиться о формировании такой полезной привычки, как опрятность во время приема пищи. Уже во второй половине первого года жизни ребенка приучают самостоятельно брать ложку, пить из чашки, держать хлеб в руке. Сначала все это вызывает у ребенка определенные трудности – чай или компот очень часто попадают куда угодно, только не в рот; хлеб, чем крепче его стискивать, тем скорее выпадает из рук; ложку можно удержать, только зажав в кулачке, да и то не тем боком. К этому нужно относиться терпеливо, подхваливать, когда ребенок чего-то достиг или хорошо справился с каким-то действием. Понятно, что перед едой нужно помыть с ребенком руки, обратив его внимание на то, какое пахучее мыло, какая теплая водичка, какое мягкое полотенце и, наконец, какие чистенькие стали ручки.
Необходим следить, чтобы ребенку было удобно сидеть в стульчике для кормления, а двух-трехлетнему ребенку – за столом: пододвинуть поближе тарелку, повернуть чашку так, чтобы правой рукой можно было взяться за ее ручку, хлеб положить слева. Все эти, на первый взгляд, мелочи, очень помогают в воспитании культуры принятия пищи. Сервировка стола тоже способствует формированию привычки опрятно есть. Чистый и красиво сервированный стол, приятный рисунок на детской посуде (часто прием «посмотрим, что там на дне тарелки» помогает прекратить капризы), хлеб, нарезанный в виде фигурок, привлекают внимание детей, и они охотнее выполняют требования взрослых.

Нужно приучать детей к тому, чтобы они по окончании еды прибирали за собой: сметали крошки в совок, клали на место салфетку, если она не испачкана, относили посуду в мойку, благодарили за еду. Мама же должна оценивать стремление малыша помочь в приборке:
— Ты мой маленький помощничек (ты моя маленькая помощница);
— Ты меня очень выручил;
— Без тебя бы я так быстро не управилась;
— Как чистенько на столе, какой у меня аккуратный ребенок!

Ошибочно думать, что достаточно научить ребенка, и он будет все делать сам, без проверки и помощи со стороны взрослого. Необходимо поддерживать интерес детей к приобретению полезных привычек, следить за качеством их выполнения.

Независимо от возраста ребенка, для него очень важен пример взрослых, находящихся рядом с ним. Если малыш видит, что взрослые сами придерживаются тех правил, о которых говорят ему: моют руки перед едой, аккуратно едят все, что есть в тарелке – он скоро начнет осознавать требования и начнет их исполнять.

Следующее, о чем должны помнить взрослые – постоянство требований. К маленькому ребенку – маленькие и требования, но выполнение их ребенком имеет огромное воспитательное значение и сейчас, и в будущем. Недостаточно объяснить ребенку, что перед едой нужно мыть руки, есть аккуратно и даже научить его правильным приемам принятия пищи. Установленные правила нужно выполнять постоянно, ежедневно – только так у ребенка будут сформированы стойкие привычки. Взрослые члены семьи должны договариваться о единстве требований к малышу, чтобы правила исполнялись и тогда, когда мама по какой-то причине отсутствует.

Привычки усваиваются лучше, когда ребенок понимает их смысл:
— Завяжем салфеточку, чтобы платьице не забрызгать;
— Помоем ручки с мылом, чтобы были чистыми;
— Прополощем ротик после еды, чтобы зубки были белыми.
Для ребенка такие требования становятся понятнее, лучше запоминаются.

Требования родителей к детям – обязательное правило воспитания. И чем младше ребенок, тем больше он нуждается в том, чтобы взрослые учили его организованности и дисциплине. Правила поведения определяют взаимоотношения ребенка со взрослыми, со сверстниками, со старшими или младшими братьями и сестрами. Основное при обучении ребенка – пример взрослых и постоянное повторение и напоминание об одном и том же, без неудовольствия, спокойно, ласково, но настойчиво и неуклонно.
— Доброе утро, Русланчик! Поздоровайся с папой.
— Наташенька, ты положила книжку на стол?
— Тарасик, курточку повесь ровненько!
Ничего страшного, если некоторые действия придется еще раз выполнить вместе с мамой, но привычка все делать красиво останется.

Ребенку двух-трех лет очень нужна постоянная помощь взрослых – их участие, напоминание, оценка действий. Нет необходимости доказывать, как пагубно действуют на ребенка ссоры родителей, неровное отношение к детям, крики. В такой атмосфере нестойкая психика ребенка легко возбуждается, находится в состоянии неуравновешенности. Ребенок в таких условиях чаще всего становится упрямым, капризным, непослушным. Нервность ребенка, на которую так часто жалуются родители и от которой страдают дети, и являются результатм такой нездоровой атмосферы в семье.

Нельзя регламентировать каждый шаг, каждое движение ребенка. Чрезмерная опека делает детей беспомощными, безынициативными. Но и отказ от всяких требований к ребенку, освобождение его от всех обязанностей вредно влияет на него, развивает своеволие, эгоизм, грубость.

Родители должны быть мудрыми и любящими и, воспитывая собственного ребенка, вместе с ним должны и сами становиться лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>