Семейный круг как источник нравственного развития ребенка

Умейте творить огромное, бесценное духовное богатство семейной жизни взаимную любовь, настоящую человеческую любовь, любовь красивую и благородную, честную и отважную. Это солнце, которое светит и греет детям. В.А. Сухомлинский.

Нам весьма импонирует это мнение Василия Сухомлинского, всемирно известного украинского педагога, которое мы положили в основу педагогических раздумий о роли семьи в формировании нравственной основы воспитания личности ребенка-дошкольника.

Мы убеждены, что родители могут и не говорить с ребенком о том, что такое счастливая семья, а создавать ее такой, чтобы малыш ощущал тепло, любовь, заботу, защищенность и впитывал семейные ценности с раннего возраста. Мы предлагаем поразмыслить о важнейших вопросах взаимоотношений в современной семье, попробовать найти пути ее духовной реанимации.

Современная украинская семья, как социальный институт, переживает непростые времена. По статистическим данным Министерства социальной политики, брачный возраст мужчин составляет 30 лет, женщин – 27 лет. 10 – 12% пар отношения не регистрируют.

К тому же наша страна занимает третье место в Европе по числу разводов – распадается шесть из десяти браков. Каждая пятая семья – неполная, в которой, как правило, детей воспитывает мама.

Неустойчивость браков социологи поясняют морально-психологическими проблемами пары, материальными трудностями, злоупотреблением алкоголем. Кроме того, называются и такие проблемы, как ревность и измена.

Возникает непростой вопрос – а нужно ли вообще создавать семью, если перспектива дожить вместе до глубокой старости в любви и согласии в окружении детей и внуков настолько призрачна? Но, несмотря на существующее противоречие между потребностью людей в семейных отношениях и наличием проблем в их сохранении и развитии, семья, безусловно, остается актуальным общественным институтом, хотя ее сущность и функции изменяются вместе с происходящими изменениями в жизни общества. Семья – это живой организм, который развивается как целостная структура, но с сохранением индивидуальности каждого ее члена. Это сложно, это требует консолидированных усилий, разумной расстановки приоритетов на основе любви и доверия. Но сохранить и сберечь брачный союз — семью стоит хотя бы для того, чтобы постоянно дарить своим детям родительскую любовь. Если бы родительская любовь передавалась по наследству, то в обществе не существовала бы такая категория детей, как социальные сироты.

Замкнутый круг опустошенности и разочарований может быть разорван возрождением именно в семье тех нравственных ценностей, которые смогут постепенно оздоровить современный социум. Ведь семья – достаточно автономный социальный институт, который может сохраняться именно на нравственной основе и противостоять агрессивному антигуманному культурному контексту, который бездумно заимствуется и распространяется коммерческим кино, телевидением, другими СМИ и Интернетом.

Важную роль в процессе создания семейной атмосферы любви, уважения и взаимопонимания играют семейные традиции. Простейшей из них могут стать воскресные прогулки, даже просто в ближайшем парке или сквере – при любой погоде, или, например, субботние чаепития с домашней выпечкой. Главное, чтобы ребенок был активным участником этих процессов, чтобы родители интересовались его мнением, давали возможность ему проявлять самостоятельность. Это будет содействовать развитию лучших черт личности – активности, ответственности, самостоятельности, находчивости, уверенности в себе.

Полезным семейным ритуалом может стать вечернее общение с ребенком – так называемая «мама-терапия». Выделите для своего малыша 15 минут, когда он уже в кроватке. Не обязательно посвящать это время чтению книжек, хотя и такой вариант не исключается. Просто скажите ребенку, чо вы его любите, что вы самая счастливая мама, потому что у вас такой замечательный сын или дочка. Расскажите, что вас порадовало сегодня, а что огорчило. Выскажите уверенность, что эти трудности преходящие, и вместе вы их одолеете.

Психологи советуют продолжать этот разговор, даже если ребенок уже заснул. Но помните, что продолжительность такого общения – не более 15 минут! Магия маминого голоса, доброе слово успокаивает ребенка, утверждает в нем уверенность в том, что он любим.

Мы считаем, что такие сеансы – это современная колыбельная, ее содержательная трансформация. Безусловно, что современным мамам смысл старых колыбельных песен не всегда понятен,а о том, что современные эстрадные исполнители Злата Огневич, Росава, Руслана, «Кобза» поют современные колыбельные для детей, уверены, не все мамы слышали. Сама же форма вечернего общения с ребенком не утратила актуальности, потому что никогда не обесценится материнская речь, как особенный воспитательный иразвивающий инструмент влияния на ребенка.

Своеобразными оберегами выступают детские вещи, сшитые мамиными руками. Если женщина не владеет умениями портнихи, все же рекомендуем приложить усилия, чтобы одежда ребенка приобрела индивидуальные черты, например, вышитые мамой собственноручно инициалы, птичка, цветочек, котик на рубашечках или платьицах. А вышивая, мысленно или даже шепотом желайте ребенку здоровья, счастья, успехов. Как утверждают психологи, это программирует положительное влияние на ребенка.

Привлечение ребенка к созданию собственными усилиями комфортных условий быта и домашнего уюта позволит ему почувствовать себя полноправным членом семьи и научит отвечать за результат своих действий. А родители при этом должны понимать, что именно они служат для ребенка источником вдохновения, стимулируя таким образом его действия, при которых развиваются его природные наклонности и таланты.

Позволим себе предупредить об опасности отношения родителей к ребенку как к собственности или как к объекту демонстрации уровня своего самовыражения или даже самоутверждения. Такое отношение может привести к стойкому инфантилизму личности ребенка, что может в подростковом возрасте проявиться в виде его агрессивности или деспотичности. Родительский диктат приводит к тому, что ребенок лишается необходимости проявления каких-либо усилий в формировании характера, у него развивается импульсивность и неконтролируемость поступков, отсутствует возможность дать себе толк.

Отметим, что на протяжении дошкольного возраста динамика взаимодействия родителей и ребенка качественно видоизменяется и проходит несколько этапов. Сначала ярко выражена потребность в физическом и эмоциональном уходе и общении. Затем – потребность в совместной практической деятельности и признании детских усилий и достижений, в уважении со стороны родителей, во взаимопонимании между родителями и ребенком.

На протяжении дошкольного детства эти потребности развиваются в сенситивных возрастных периодах: эмоциональное общение и физический уход – в течение первого года жизни, признание усилий и достижений в совместной практической деятельности – с конца первого года жизни, проявление уважения со стороны родителей – с младшего дошкольного возраста (здесь особенно важно не пропустить период стремления ребенка к самостоятельности – широкоизвестный этап «Я сам!»), установление взаимопонимания – старший дошкольный возраст.

Понимая эти потребности ребенка на разных этапах его развития и удовлетворяя их, родители проектируют гуманные взаимоотношения ребенка с близкими людьми — сейчас и такие же – в будущем, с другими людьми. Гуманные взаимоотношения – это основа нравственных взаимоотношений, проявляющихся в доверии, заботе, помощи, уважительности, справедливости, непримиримости ко злу, жестокости, несправедливости.

Разумеется, разрушение гуманных взаимоотношений между родителями и ребенком (детьми) приведет к результатам противоположным, и поставит родителей перед необходимостью перевоспитания ребенка. А этот процесс в большинстве случаев чрезвычайно затратен в нравственном отношении. Более естественно, когда в семье принято заботиться друг о друге, помогать друг другу, дарить друг другу любовь и уважение. Поэтому находите время, чтобы улыбнуться ребенку, подбодрить его, предложить ему интересное дело (а этих дел может быть великое множество, даже поход в магазин может быть обставлен как захватывающее путешествие, нужно только немножко «поколдовать»).

Выращивайте цветы для бабушки, пеките печенье для дедушки, нарисуйте картину для брата, помогите старенькой соседке… Много чего можно сделать полезного с такими помощниками, как ваши дети, и многое можно узнать у них и о себе. Пятилетний мальчик, отвечая на вопрос: «Какой должна быть семья?», рассказывает: «Семья – это добрые и красивые люди. Мама присматривает за ребенком, папа покупает продукты и играет с ним, а не сидит все время за компьютером».

Задайте аналогичный вопрос и своему ребенку. Вы получите достоверную картину собственных семейных отношений и сможете сделать правильные выводы. Надеемся, что результат экспериментального исследования вас обрадует!

Позвольте себе любить ребенка такой сильной любовью, чтобы у него была возможность совершать ошибки и, преодолевая трудности, учиться на них. Тогда родительство ваше будет счастливым и радостным.

Еще раз вернемся к раздумьям Василия Сухомлинского и напомним его слова о том, что счастье отцовства и материнства приходит только к тем, кто не боится многолетнего труда. Уверены, что вы – счастливые родители!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>