ПЛАТА ЗА МЕЧТУ В КРЕДИТ ИЛИ ГДЕ РЕФОРМЫ

                                                  «Если Украина не проведет реформы, то она
                                                                           может исчезнуть как государство»
                                                                                                                                      Каха Бендукидзе

Цена кредита доверия власти, как потратили и сколько осталось.

Ответственность правительства камикадзе или модернизированный популизм.

Суть необходимых Украине реформ в двух словах.

Роль парламента в реализации реформ.

Можно ли прогнозировать курс доллара в Украине?

Контроль гражданского общества за властью как основа выполнения заданий коалиционного соглашения.

Цена кредита доверия власти, как потратили и сколько осталось

После проведения внеочередных парламентских выборов в октябре 2014 г. и парафирования коалиционного соглашения в ночь с 20 на 21 ноября, формирование новой власти в Украине, сменившей на государственных должностях режим Януковича, можно считать законченным. Мы намеренно употребили слово сочетание «сменившей решим», хотя хотелось бы сказать «победившей режим». Однако о победе над режимом пока говорить рано. Смена власти досталась очень дорогой ценой, оплаченной сотнями жизней погибших на Майдане в февраля 2014 года, тысячами погибших и раненных мирных граждан и украинских военных на Донбассе, сотнями тысяч бежавших от войны с Востока страны и с оккупированного Крыма переселенцев, миллионами граждан Украины, попавших в оккупацию в Крыму и на Донбассе и наконец потерянной территорией аннексированного Россией Крыма. Цена чудовищная, но украинский народ заплатил эту цену, ради того чтобы избавиться от тисков криминально-олигархической верхушки, разваливавшей экономику, обороноспособность и государственность страны все 23 года независимости, которая фактически приватизировала не только бывшую государственную собственность но и институты государственной власти. Последней каплей стало лишение права украинских граждан на мечту присоединиться к цивилизованному и благополучному европейскому сообществу, где эффективно работают действенные механизмы защиты прав человека и есть фактические перспективы экономического развития.

Во главе революции достоинства, как назвали потрясшие весь мир события на Майдане, стали лидеры оппозиции. Отсутствие ярко выраженного одного лидера также способствовало падению старой власти, так как одного лидера можно устранить физически, а в данном случае основной движущей силой был народ, который не получилось запугать даже после использования самых варварских и неслыханных для 21 века способов устрашения и подавления, от тотального уголовного преследования и репрессий до избиений, похищений активистов и в конце концов открытых массовых убийств на главной площади страны. Народ с готовностью предоставил кредит доверия лидерам оппозиции с надеждой на улучшения и получил обратно свою европейскую мечту. Следует отметить, что под понятием кредита, мы привыкли понимать финансовую операцию, т. е. то что нужно возвращать деньгами, хотя по сути, само слово кредит (credit) и означает — доверие. Выражение «кредит доверия» относится только к политикам, а в качестве возврата избиратели ожидают выполнения предвыборных обещаний. Итак новая власть получив этот кредит от граждан возглавляет высшие государственные посты уже 9 месяцев, характерный период времени и в качестве новорожденного имеем первую в истории независимой Украины парламентскую коалицию демократических сил, составляющую конституционное большинство. Вера народа в благополучное европейское будущее получила второе дыхание и кредит доверия власти продлен. Именно продлен, а не выдан заново, так как костяк политических сил и их лидеры вошедшие в коалицию, составляют партии имевшие власть и при старом режиме и находящихся у власти с конца февраля 2014 года. Больше всего голосов на парламентских выборах набрал «Народный фронт» лидер которого, занял кресло премьер министра сразу после смены власти в феврале 2014г. На втором месте по количеству голосов блок новоизбранного Президента страны. Лидеры трех других вошедших в коалицию партий, также были в старой власти и примечательно, что политическая сила возглавляемая самым ярким политиком Украины, символом оппозиции старому режиму, набрала меньше всего голосов на парламентских выборах. Это означает, что украинский народ отдал дань уважения личному вкладу Юлии Тимошенко в свержение старой верхушки власти, но не позволил играть первую скрипку в проводимой политике страны. Итак, мы имеем единство законодательной и исполнительной власти, обновленные ряды старых политических сил новыми молодыми кадрами, многие из которых являются героями революционных событий на Майдане и военных действий на Востоке. Поэтому, величина кредита доверия, выданного новой власти народом вполне достаточная, чтобы оправдать надежды и возвратить его реальным обновлением страны.

Теперь давайте рассмотрим, как этот кредит был израсходован новыми представителями власти с момента бегства предыдущего президента и его окружения. Главные задачи, вставшие перед новой украинской властью — это сохранение государственности перед лицом военной агрессии России, цинично и вероломно нарушившей Будапештский меморандум 1994 г., проведение президентских и парламентских выборов, очищение во всех государственных структурах или проведение люстрации, подписание соглашения о Евроинтеграции и, конечно, проведение реформ, ради чего и произошла революция и смена власти. Надо отметить, что формально, практически все задачи выполнены. Мы потеряли Крым, но мир не признал незаконную аннексию на уровне ООН, мы получили дополнительную оккупацию боевиками и российскими войсками восточных областей Донбасса, но сохранили государственность, успешно проведены президентские и парламентские выборы результаты которых не вызывают сомнений, создана коалиция демократических про украинских сил в парламенте объединившая 302 голоса, что составляет конституционное большинство, Украину поддерживает весь цивилизованный мир. В первый день заседания новоизбранного парламента 27.11.2014 парафирована коалиция, избран спикер ВРУ из команды президента и премьер «правительства камикадзе» вновь получил кресло конституционным большинством. Выполнившего свою миссию спикера проводили аплодисментами и всеобщими возгласами «молодец». Идиллия единства законодательной и исполнительной власти, что так необходимо для проведения необходимых реформ.

Теперь давайте посмотрим на конкретные дела новых политических сил, кроме триумфального укрепления своих позиций в законодательной и исполнительной власти. Прежде всего общество ожидало всестороннего, объективного расследования и справедливого наказания виновных в гибели людей на Майдане. По факту имеем проведенные расследования правоохранительными органами, специальной комиссией ВРУ, публикацию многочисленных доказательств вины как верхушки бывшего окружения Януковича, высших государственных чиновников так и конкретных исполнителей расстреливавших людей. Т.е. широкая видимость расследования имела место и даже были опубликованы результаты с проведением открытых пресс-конференций руководителями силовых ведомств. Однако, большинство фигурантов успешно скрылись, покинув страну как со стороны организаторов преступлений, так и со стороны исполнителей. Даже арестованный по обвинению в массовых убийствах на Майдане командир спецроты «Беркута» майор Садовник сбежал из под домашнего ареста. Разве это не выглядит в высшей степени цинично, что у нас тысячи людей содержатся под стражей за кражи и мелкие преступления, а обвиняемый в самых тяжелых преступлениях против человека, имеющих не только всеукраинский но и международный резонанс, отпускается под домашний арест, да еще и с правом свободного выхода, с которого легко сбегает.

Что касается привлечения к ответственности за преступления против правосудия, которые в нашей стране имеют массовый характер, включая громкие дела даже против лидеров оппозиции пришедших к власти, но и здесь нет ни расследования ни наказания и соответственно, никакого публичного восстановления справедливости. Самые одиозные судьи судившие оппозиционных лидеров просто скрылись в неизвестном направлении, но никто их как-то особо и не ищет. Что уже говорить о расследовании экономических преступлений фигурантов старой власти ограбивших страну на десятки миллиардов долларов США, что в совокупности превышает годовой бюджет всей страны. Громкие заявления были, но вот яркие фигуранты преступлений старой власти и их родственники спокойно путешествуют по миру, обращаются с просьбами о получении гражданства других стран и даже подают в Европейский суд о снятии международных персональных санкций и ареста активов и счетов в европейских банках. Итак украинское общество после победы революции достоинства не увидело публичного осуждения, согласно внутреннего законодательства, страны преступлений свергнутого преступного режима. Даже видимость такого осуждения не создана. При этом, некоторые яркие фигуранты старого режима не то что преданы уголовному преследованию, согласно Закону, а активно выступают в популярных ток шоу отстаивая свою позицию и даже выглядят иногда героями. В результате мы имеем четвертое место в новом парламенте у старой-новой политической силы — «оппозиционного блока», состоящего из представителей свергнутого режима.

Относительно очищения власти. Тут также создана яркая видимость и демонстрация деятельности. Закон о люстрации принят после внесения в него более 400 поправок, отдалившей его от о люстрации, например, в Германии или Польше. Да и по этому Закону, принятому два месяца назад уже имеется успешная судебная практика по восстановлению в должности люстрированных чиновников и все чаще звучат заявления о неконституционности данного Закона, т. к. нельзя лишать прав человека только за то что он был при должности в определенное время, как этот закон нарушает конституционный принцип презумпции невиновности. Но скорее всего не будет рассмотрения Конституционным судом данного нормативного акта. Нужно же как-то удовлетворить общество. По факту видим существенную часть парламента состоящих из лиц, с которых как будто писали этот Закон, ведь он не распространяется на выборные позиции. Большинство судей, также остались при своих должностях. В результате имеем полномасштабную профанацию очищения власти.

Ну а что с реформами, с борьбой с коррупцией. В этом аспекте констатируем полный провал. При режиме Януковича имели место рейдерские захваты, тендеры с одним участником, поборы налоговой и тотальная коррупция во всех гос органах, но поддерживалась стабильность гривны для недопущения социального взрыва. Новая власть с легкостью запустила руку в карман всех граждан напрямую через неконтролируемую девальвацию гривны, которая за две недели упала на 50 %, путем фактического нарушения установленных процедур существующего валютного контроля и непрозрачного рефинансирования коммерческих банков, а другими словами не контролированной эмиссии гривны, что привело к ее резкому падению, панике на валютном рынке, замедлению экономических процессов. Экономические эксперты и аналитики широко описали не профессионализм и преступления руководства НБУ, были открыты уголовные дела на руководителя НБУ, но он как-то тихо прошел в новый парламент и ход уголовным делам против него не дается. Новая руководительница НБУ продолжила в том же духе и падение гривны продолжилось с тем же успехом. Экономические эксперты и аналитики снова во всеуслышание заявляют о не профессионализме новой Главы НБУ, но она по сей день занимает свою должность. Международный валютный фонд не дал очередного транша в сентябре и уехал без положительного результата о продолжении финансирования после очередных переговоров в ноябре. Общая эмиссия гривны в 2014 году составила более 300 млрд. грн. Откуда взяты эти деньги, безусловно у украинских граждан. На каком основании и кто за это ответит? Вопрос риторический. Но только ли с искусственно вызванной девальвацией и падением гривны связана деятельность нынешнего главы НБУ, хотя урон для экономики Украины насчитывает десятки миллиардов долларов США, что превышает объемы всей обещанной иностранной помощи? Согласно сообщения Главком, в американском Конгрессе инициировано расследование касательно масштабов коррупции с государственными средствами в Украине. В некоторых соглашениях на покупку ценных бумаг за украденные у госбюджета деньги посредником выступила компания «Инвестиционный капитал Украины, соучредителем которой была действующий Глава НБУ Украины Валерия Гонтарева. Сумма сделок с валютными облигациями внутреннего государственного займа составляла около 300 млн долл., Тогда как в целом валютных облигаций было продано примерно на 1 млрд долл. Но и на этом не заканчиваются деяния нынешней Главы НБУ. Есть еще бездарнейшие массовые банкротства банков без сколько нибудь бережного отношения к существующим активам, что также пагубно сказывается на всей финансовой системе.

Сколько же осталось народного кредита доверия для новой власти. Как мы заметили выше, кредит продлен и под аплодисменты новый старый премьер вступил снова в должность заявив о выполнении своей миссии, по всей вероятности он имел ввиду успешное выполнение.

Ответственность правительства камикадзе или модернизированный популизм

При всем таком реформировании системы мы видим триумфальное возобновление в должности нового-старого премьера под аплодисменты всего парламента. Нельзя не отдать должное действительно успешно проведенной кампании с яркой антироссийской риторикой, которая безусловно нравится народу и всей душой ее разделяет каждый украинский патриот. Вся ответственность за события на Донбассе возложена премьером на российскую агрессию. Как в это не поверить, если действительно имеет место лживая пропаганда, идут прямые поставки оружия боевикам, тысячи регулярных войск российской армии находятся на оккупированной части территории Донбасса. При этом, народ уже давно устал от старого поппулизма с коммунистическим привкусом основанном на повышении социальных выплат, пенсий, различных льгот. В это трагическое время, когда гибнут украинские солдаты народ готов терпеть беды и лишения и с готовностью воспринимал риторику и действия по «затягиванию поясов», повышению коммунальных тарифов, сокращению выплат социально незащищенным и малооплачиваемым слоям населения, таким как учителя, существование которых было на грани выживания на установленные зарплаты даже с учетом небольших прежних надбавок, режим тотальной экономии. Распродажа правительственных автомобилей, сокращение штата чиновников, полеты на международные встречи в эконом классе обществом воспринимались с умилением. У власти наконец сильный, решительный и грамотный премьер. Но вот почему реформирования системы не наблюдается и со всех сторон звучат сообщения о процветании коррупции в тех же масштабах или еще с большим размахом. В чем подвох? Да все просто. Назначение на госдолжности, в госбанки, госпредприятия происходило не по профессиональному признаку, а по старому и доброму принципу «свои людей». Возникает вопрос, была ли политическая воля менять систему и бороться с коррупцией? Почему же имеет место такая великолепная победа на внеочередных парламентских выборах у «правительства камикадзе» взявшего на себя ответственность проводить непопулярные меры «затягивания поясов», что не могло не вызвать раздражения и неудовольствия людей. Но, в политическую силу были приглашены новые украинские герои, комбаты, яркие борцы со старым режимом, действительно внесшие личный вклад в его свержение и сами пострадавшие и потерявшие на войне своих близких, такие как Татьяна Черновол. Только за одно ее имя, отважной девушки, бесстрашно бросившей вызов прежней всесильной власти можно бы с уверенностью отдать свой голос за народный фронт. И народ отдал свой голос и списал на сложное и драматическое время все ошибки и просчеты кабинета, продлив кредит доверия.

Суть необходимых Украине реформ в двух словах

Согласно рекомендациям Кахи Бендукидзе Украине необходимо освободиться от энергетической зависимости от России, сократить государственные расходы, снизить налоги и ужесточить их оплату, сократить численность и повысить эффективность правоохранительных органов и судебной системы, создать благоприятные условия для ведения бизнеса. Другими словами, наши государственные органы должны эффективно выполнять свои функции, а организовать это могут только профессионалы на государственных должностях при обязательной отчетности за результаты своей деятельности и фактической ответственности за проделанную работу, что невозможно без построения эффективных механизмов контроля снизу со стороны общества.

А что у нас — говорим о профессионалах у власти много, а на деле кто на должностях — свои люди, которые абсолютно не отвечают за результаты работы, выполнение обещаний и взятые на себя обязательства. Один из самых ярких примеров в этом отношении — это Министр Обороны, который сразу после назначения пообещал скорый победный парад в Севастополе, а в результате его бездарной деятельности получили Илловайскую трагедию с гибелью сотен украинских военных. В качестве ответственности министра — перевод на другую ответственную государственную позицию и то это произошло только благодаря мощному общественному давлению и выступлениям родственников погибших в Илловайском котле. Можно ли побороть коррупцию при таком уровне ответственности чиновников? Более правильно поставить вопрос по другому — а был ли план и действительные намерения бороться с коррупцией и менять систему?

Роль парламента в реализации реформ

На сколько важен парламент в реализации необходимых реформ. Безусловно очень важен. В условиях войны парламент приобретает особенно большое значение, когда необходимо оперативно и слаженно реагировать на очередные вызовы агрессора. Однако, следует отметить очень существенную болезнь украинского законодательного поля — это слабые механизмы выполнения законов. Например, в Украине одна из самых демократичных Конституций в мире, а вот уровень ее исполнения опять экстремальный, только с другого конца шкалы. Не смотря на то что Конституция является Законом прямого действия и может непосредственно применяться в судах, это практически не работает и мы наблюдаем открытые и прямые нарушения Конституции. Например никому не придет в голову подать в суд на главу НБУ за нарушение 99 статьи Конституции Украины и резкое падение гривны. Чтобы составить исковое заявление не нужно быть юристом и экономистом. Характеристика ее действий изложена в сотнях статей экономических экспертов, а миллионам граждан нанесен прямой материальный ущерб путем обесценения вкладов в совокупности на десятки миллиардов гривен. На лицо неслыханный урон для всей страны. Другой пример, который приходит в голову — это Закон о защите интеллектуальной собственности, который также очень прогрессивный и соответствует европейским и международным нормам. Однако Украина на одном из первых мест в мире по нарушениям прав интеллектуальной собственности.

Поэтому, для разработки и принятия грамотных, необходимых для реформ законов, важно чтобы парламентарии имели соответствующее образование и квалификацию. Порядочности , патриотизма и даже героизма для этого не достаточно. У нас же в нынешнем парламенте много героев, журналистов, военных, которые не обладают соответствующей квалификацией для разработки необходимых законов.

Можно ли прогнозировать курс доллара в Украине?

При сохранении нынешней ситуации — нереально, т. к. курс управляется исключительно вручную и о грядущих колебаниях знает только ограниченный круг людей. К сожалению, такое положение с долларом было всегда и без построения прозрачной системы курсообразования и контроля невозможны никакие реформы, да и вообще сколько нибудь длительная стабилизация экономического положения в стране. Может ли парламент решить этот вопрос — нет. У нас и так в отношении курса гривны законодательно прописано все идеально, включая прямую статью в Конституции Украины и Закон об НБУ. Но механизма выполнения данного Законодательства пока нет и за историю независимости Украины, практически все правители имеющие доступ к управлению НБУ пользовались возможностью обворовать украинских граждан путем резких колебаний курса национальной валюты, что дает небольшому кругу посвященных и приближенных банков заработать сотни миллионов долларов за часы, а экономика Украины пр этом вместе со всеми гражданами теряет миллиарды долларов в результате прямых потерь на курсовых колебаниях, и еще больших потерь от негативного воздействия на экономические процессы. В частности, падает доверие и к национальной валюте и к банковской системе вообще, депозиты снимаются, переводятся в валюту и прячутся под матрацы. Сегодня под матрацами у граждан наличной валюты больше чем нам обещают все международные финансовые доноры вместе взятые. Фактически, эта бумажная валюта под матрацами является бесплатным кредитом украинского государства странам эмитентам твердо конвертированной валюты. Чтобы вернуть деньги в экономику, необходима стабильность банковской системы и национальной валюты, вот почему данная функция НБУ настолько важна, что записана в Конституции.

Что же может изменить эту ситуацию — только настоящая политическая воля, а также построение и внедрение механизмов контроля со стороны госорганов и участников финансового рынка заинтересованных в стабильности курса национальной валюты.

Контроль гражданского общества за властью как основа выполнения заданий коалиционного соглашения

В последнем пункте лежит ключ к выполнению политиками взятых на себя обязательств и обещаний, к успешному проведению реформ и к осуществлению мечты, за которую отдали свои жизни и здоровье тысячи украинских граждан, за которую вышли на площади практически во всех городах Украины миллионы людей чтобы выразить свой протест несправедливому и лживому режиму. Следует ли уповать на политиков, которые провели девять месяцев у власти с тем результатом реформ и уровнем коррупции, который мы имеем сейчас? Планируют ли отдавать кредит доверия, который получили политики девять месяцев назад, и который продлен после парафирования коалиционного соглашения? Мы можем в это верить и продолжать надеяться на политиков, однако, до настоящего времени, наши политики этого не делали за всю историю независимой Украины, а если брать предыдущие периоды, то там история еще более печальная т. к. у Украины раньше не было такого длительного периода своей всемирно признанной государственности. Для построения гражданского общества и создания действенных и эффективных инструментов контроля власти я поставил бы вопрос по другому: кредит доверия получили не только представители власти от народа, но и мы с вами, каждый гражданин Украины также получили кредит от тех, кто оплатил возврат нашей мечты о лучшей стране своими жизнями. Поэтому ответственность за возврат этого кредита, за построение правового государства, в котором будут чтить и помнить свою великую историю и своих героев, лежит на всех нас. Мы обязаны контролировать власть и требовать защиты своих прав. Каждый в отдельности и все вместе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>